«Судить» и «обличать» — В чем разница?

Церковь первая, кто нарушила Иисусово наставление «не суди». Достаточно вспомнить средние века, инквизиции. Если вы подумали, что эта болезнь относится только к католической церкви, то и ее «родная сестра», церковь православная не отставала в подобных методах.

Сегодня человечество повзрослело гуманностью своих взглядов. Карательные меры пришлось укротить до вынесения анафемы (1Кор.16:22). Но есть ощущение, что как только ослабнет светская власть, то сдерживать ее будет невозможно.

Что позволено Юпитеру, не позволено быку

Quod licet Iovi (Jovi), non licet bovi (на латыни) – принцип с античных времен, доставшийся в наследство христианскому деспотизму. Именно этот принцип лежит границей между клиром и миром, который Церковь пытается обосновать цитатой из Евангелия:

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
(Матф.18:18)

К этой цитате мы подойдем позже. А сейчас возникает вопрос, кому Господь говорил «не судите»? Прежде всего Иисус говорил все это непосредственно Своим ученикам, ставшими апостолами. Т.е., если переложить это на кастовое распределение, как раз клиру и было дано это повеление. Они, своим точными следованиями заветам Христа, должны нести это в мир и учить этому людей.

Насколько плодовито будет Евангелие, если ноги благовестника несут такую формулировку: «креститесь и входите в нашу церковь, мы будем вас судить, но вы не должны этого делать, потому что Учитель не велел»?

Обличай, если хочешь быть спасен

Обличение – важное проявление своей веры и приверженности Божественным ценностям. Бог говорит, что человек с позицией «моя хата с краю», не избежит наказания, если будет молчаливым свидетелем греха:

Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.
Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.
И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих.
(Иез.3:18-20)

Обратите внимание, обличать нужно, если не хотите разделить участь с беззаконником как грешника, так и праведника. Этими словами Бог истирает грань между клиром и миром. Этим можно объяснить появление наших статей, в надежде, что огонь в груди, зажегшийся от несовпадения написанного и происходящего, будет спасительным

Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою.
(Иез.3:21)

Если вы скажете, что в Новом Завете ситуация изменилась, то посмотрите следующие места в Евангелии: 1Тим.5:20, 2Тим.4:2, Тит.1:13, Тит.2:15

Чем отличаются обличения и осуждения?

Это ключевой вопрос в нашей статье. Не умение различать эти два акта перевертывает все с ног на голову. Обличение следует перед судом, но эти два действия разные по своим значениям.

Обличение

Если прохожий увидит хулигана на улице и сделает ему замечание, то хулиган, услышав замечание, может пойти по одному из двух путей.

  1. он может прекратить свое нарушение порядка и изменить поведение;
  2. он может проигнорировать замечание и продолжить то, что делал.

Во-втором случае, хулиган даже может проявить агрессивную реакцию, а может просто наплевательски отнестись к сделавшему замечание.

Осуждение

На суде же, дело рассматривается несколько иначе. Подсудимый не может проигнорировать решение суда, он должен понести наказание или может быть оправдан и отпущен. Но плюнуть в сторону судей или сделать вид, будто не слышит — это вряд ли.

Господь велит обличать, но не судить!

В нашей жизни все наоборот. Мы боимся сделать замечание, руководствуясь «не суди», но спешим слиться с кидающими камнями в том случае, если кого-то объявят виновным.

Если в Ветхом Завете Бог поручил самим людям производить суд за нарушение закона, то после принесения великой Жертвы, Христос исполнил закон (Матф.5:17). Новый Завет закончится судом, но судом Божьим. Когда вернется Спаситель, Он принесет и возмездие всем тем, кто нарушал Его закон (Откр.22:12). Богу помощь в осуществлении правосудия не требуется, потому что люди могут ошибаться. В притче о пшенице и плевелах Иисус ясно об этом рассказал (Матф.13:24-43).

Кстати, этот же принцип может быть и в отношении определения святых. Кто будет спасен, кто плевелы для огня, а кто пшеница — для житницы Божьей, безошибочно определит Сам Бог, это Его прерогатива. Дело же христиан описано в другой притче, о сеятеле (Матфея 13 глава). Задача христиан — это сеять, возвещать о скором пришествии Судьи.

Какая власть у церкви?

Возвращаясь к стиху Матф.18:18, нужно согласиться, что определенная власть у Церкви есть. Другой похожий стих обращен к Петру, как основанию Церкви:

… и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
(Матф.16:19)

Исходя из этих слов кажется, что власть дана безграничная, но это не так. Если Церковь «разрешит» воровать, будет ли разрешено на небесах? Конечно, нет! А значит, речь идет о тех возможностях, которые ограничены словом Божьим, а оно неизменно (Ис.45:23).

Церковь, как единый организм, так же как и отдельно взятый человек, может совершать поступки совершенно свободно, любые. Но не в интересах Церкви, как и любого отдельного человека, делать что-то, что пойдет в разрез со словом Божьим и Его заповедями. Как говорил когда-то Соломон, все будет представлено на суде (Еккл.11:9; Еккл.12:14).

Разница лишь в том, между Церковью и отдельно взятым человеком в том, что Церковь несет большую ответственность перед Богом, потому что ее решения отражаются на судьбах других людей. И к Церкви в большей степени относятся слова Господа:

Не судите, да не судимы будете,
(Матф.7:1)

Да, Церковь может вынести суд. И апостол Павел призывал не обращаться за судом к миру, а совершать суд внутри церкви (1Кор.6:1). И если уж она берется за это дело, то пусть имеет ввиду и следующий стих:

ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
(Матф.7:2)

И никаких скидок на принадлежность клира не будет. Напротив, души обезглавленных, которые ожидают воздаяние из книги Откровения (Откр.6:9 ), возложат вину (1Кор.6:2) за кровь на тех, кто считался первыми (Матф.19:30).

Оставить комментарий