Кровь Его на нас и на детях наших (Матф.27:25) — эти слова навлекли проклятие евреев. Что такого сказали они, давайте разберемся. Не исключено, что к концу прочтения статьи версия произнесенных слов и, как следствие, проклятие евреев покажется вам не такой уж безоговорочной и однозначной. Интерпретация судьбоносных слов может оказаться неожиданной и отличаться от общепринятой версии причинно-следственной связи последующих событий.

Кровь Его на нас и на детях наших — слова проклятия или благословения

Принято считать, что причина бедствий евреев в последующие века, включая антисемитское движение в Европе и холокост — это следствие событий в претории прокуратора и тех самых роковых слов: «кровь Его на нас и на детях наших».

Справедливости ради надо отметить, что и до Христа еврейский народ подвергался тотальному уничтожению. Эта история записана в книге Есфирь Ветхого Завета. Иисус еще не родился и утверждать, что до Голгофы израильтяне благоденствовали мы не можем. Спаситель, придя в наш мир, родился уже в оккупированной римлянами стране, лишенной суверенитета.

Несколькими столетиями ранее, Израиль был полностью уничтожен, как государство. Царь был низложен, народ уведен в плен, храм разрушен. Языческий царь Навуходоносор пришел для разорения по воле Всевышнего за грехи Своего народа.

За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет. (4Цар.22:17)

А пришествие и смерть Христа предсказывались, как мера избавления — это надо отметить, далее мы еще вернемся к этому тезису.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. (Ис.53:5)

Проклятие евреев они навлекли сами на себя. Так ли это?

Спорить с утверждением, будто проклятие евреев — это не их вина, сложно. Тоже самое справедливо и для всех других народов и людей каждого в отдельности. Все мы, каждый из нас виновны и грешны. Началось все с Адама. Бог проклял сначала всю землю за вероломные дела нашего праотца:

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт.3:17-19)

Проклятие греха легло на всех потомков, это стало родовой болезнью. Ген греха просочился и в ковчег Ноя во время тотального уничтожения глобальным наводнением (1Пет.3:20).

Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили. (Рим.5:12)

Адам пытался переложить на Господа ответственность за жену, которую ему дал Бог (Быт.3:12). Мы унаследовали и эту особенность, думаем будто кто-то более виновен, чем мы сами.

Недавнее выступление президента, Владимира Владимировича Путина, превосходно характеризует нас, как потомков Адама.

Путин убежден, что каждый из нас думает, что смотрит на другого, а на самом деле — смотрит в зеркало. Мы считаем виновными в смерти Христа только лишь евреев, но Христос был приговорен значительно раньше когда еврейского народа еще не существовало (Откр.13:8).

По словам Самого Господа, без воли Отца не было бы над Ним расправы

Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. (Иоан.19:11)

Мы ясно читаем, что на предавших Христа Пилату лежит большая вина. Значит ли, что этим синедрион навлек беду на весь еврейский род?

Первые христиане были евреями

Первыми христианами были евреями. Христа народ любил, толпы евреев шли за Ним, так же и на Голгофу следовало множество народа, шествие сопровождалось плачем. Это был настоящий народный вопль, он заставил Христа обернуться и сказать:

Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! (Лук.23:28,29)

Словам Христа предается значение объявления наказания за Него, что последует после. Следующий стих (30) является цитатой пророка Осии, предрекающий ужас от гнева Божьего за грех народа (Ос.10:8)

тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! (Лук.23:30)

Осия говорил о Самарии, о той части Израиля (Северное царство), что откололась и оязычелась по политическим причинам (3Цар.12). Иисус предостерегал этими словами, чтобы помнили уроки не отпали, соблюдали заповеди и не шли на поводу у религиозных лидеров:

итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: (Матф.23:3)

Жизнь, смерть и воскресение Христа краеугольным камнем легло в основу нового Израиля из двенадцати учеников по числу колен Иакова. Первые христиане были евреями и первая церковь сначала прирастала из числа народа Божьего, как это и завещал Иисус:

Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; (Матф.10:5,6)

И после вознесения Христа, начиная с праздника пятидесятницы число уверовавших во Христа евреев стремительно увеличивалось

Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. (Деян.2:41)

Многие потом доказали свою веру на плахе, в гонениях и лишениях. Но было бы ошибкой считать, что смерть за веру — это тоже проклятие. Вовсе нет!

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. (Матф.5:11,12)

Было ли проклятие евреев в день казни Христа?

На этот вопрос, было ли проклятие евреев в день, когда они судили Христа и отвели Его к Пилату, когда произнесли слова, считающиеся причиной бедствий еврейского народа, ответить помогут несколько отрывков.

Во-первых, проклятие легло не на евреев, обвиняющих Христа, а на Самого Спасителя. Проклят в тот день Сам Иисус Христос и еще двое приговоренных к распятию. Но именно о Нем свидетельствует Павел, указавший на слова из Ветхого Завета:

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, — (Гал.3:13)

Во-вторых, смерть Христа, по словам первосвященника, сказанными под воздействием Святого Духа, это благо для всех. В противном случае, не было бы спасения:

Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его. (Иоан.11:49-53)

В-третьих, Христос добровольно отдал Свою жизнь и слова «кровь Его на нас и на детях наших» не может быть причиной проклятия

Он истязуем был, но страдал добровольно… (Ис.53:7)

… Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее… (Иоан.10:17,18)

В-четвертых, само выражение «кровь Его на нас и на детях наших» нельзя отнести к пророческим и ставить в один ряд со словами Каиафы (Иоан.11:49) по одной существенной причине: Бог сказал, что дети за отцов не отвечают:

И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. (Иез.18:1-3)

Но нельзя не заметить в словах: «кровь Его на нас», — признание собственной вины за намеренное преступление. Вина за лжесвидетельство лежит на членах синедриона и лжесвидетелях (Мар.14:55-58) — это факт. Но если даже принять во внимание слова декалога, где Бог грозит наказывать детей за вину отцов (Исх.20:5), то есть несколько замечаний:

  • Наказание детей за вину отцов записаны во второй заповеди. Возможно, именно этот грех имеет длительные последствия и отражается на поведении детей, поскольку детям свойственно подражание своим родителям. Дети, взявшие эстафету греха поклонения изображениям от своих родителей, будут наказываемые за свой грех.
  • Холокост и современный антисемитизм не имеют детерминанты слов первосвященников, признавших свою вину за кровь Христа, поскольку наказание до 3 и 4 рода не может распространяться на несколько веков или даже тысячу лет. Гитлер, как и Аман (Есф.3:6) — всего лишь слуги дьявола и убийцы, а не инструмент возмездия в Божьих руках.

Не проклятие евреев, а благословение

Ангел губитель в Египте прошел мимо тех дверей, на которые была нанесена кровь пасхального агнца (Исх.12:13). Пасха наша — Христос (1Кор.5:7), Он — Агнец Божий (Иоан.1:36), и кто отмечен кровью Его, тот искуплен ею от греха, потому что без пролития крови не бывает прощения (Евр.9:22). Такой вот отбеливатель (Ис.1:18), смывающий грех — кровь Христа.

Все, кто оправдываете гонение евреев, якобы за смерть Христа, должны помнить слова Бога:

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну… (Быт.12:3)

Сам Христос — иудей и все апостолы из евреев. Христианство — это часть иудаизма, к сожалению, не лучшая ее часть, если принять во внимание проявление язычества и всего того, за что в свое время страдал Израиль и от чего желал уберечь народ Свой Господь, указывая на участь Самарии.

Нарушение заповедей и превалирование отеческих трудов (философии) над словом Божьим, отсутствие любви и кровопролитие — все повторяется уже в христианской среде.

Такой пример богопоклонников не может быть притягательным, чтобы евреи веровали в Мессию, Иисуса Христа. И препятствием являются ложные учения и сами носители псевдо христианства, которые игнорируют предостережение Павла, возгордились, возомнили себя богоносцами и забыли, что являются лишь усыновленными народами:

Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
Ибо если отвержение их — примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых?
Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя.
Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. (Рим.11:11-21)

Язычники, оставившие свое язычество и привившиеся к народу Божьему, ставшие общником сока маслины, стали также и наследниками как и природные евреи — потомки Авраама:

Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. (Гал.3:29)