Автор

Небо Седьмое

Поделитесь

Просмотры

Всего: 299/В день: 1

В этой статье

Почему называют «отцами», вопреки словам Иисуса?

В Церкви многое происходящее является диаметрально противоположным написанному в Библии. Апологеты традиции вынуждают воспринимать все через толщею литературы, написанной комментаторами Священного Писания. И пока вы не изучите всю библиотеку, вам не откроется, что все не так просто, как говорил Учитель.

Но позвольте, разве Иисуса окружали философы? Ученики Христа были простолюдины, рыбаки или даже мытари. Вряд ли они имели доступ к тому образованию, какое предлагают получить отцы прежде, чем приступить к простым словам:

и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
(Матф.23:9)

Мы не первые, кто задается этим парадоксальным явлением. Множество форумов с их бесчисленным количеством тем посвящено этой проблеме. Все потому, что всякий, кто решит изучить Евангелие, натыкаясь на это место, неизбежно задается тем же вопросом, какой стоит в заголовке этой статьи.

А вот ответ, увы, столь же ясный, как и сам вопрос, получить не удается. Как и в случае с иконами, о чем мы писали в прошлой статье, вопрошающий получает приглашение порассуждать на эту тему. И для начала предлагаются другие места Священного Писания, где апостол Павел посчитал себя отцом пастве.

Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
(1Кор.4:14)

И еще много мест, слово «отец» или «отцы» употребляется, что устраняет ощущение запрета на это слово. И с этого момента разговор с искусным богословом идет уже иначе, он заполучил лояльность и предлагает увидеть всю неоднозначность. Слушатель искренне задается вопросом: «а может действительно, я чего-то не понимаю?»…

И вот, когда вы подготовлены для дальнейшего разговора, вам предлагают ответить на вопрос: «разве Христос был против, чтобы вы своего отца называли отцом? Разве не Господь устроил так, что у каждого человека есть отец родной?»

Знаете, на что похожи такие вкрадчивые вопросы? По своей стилистике начало одного диалога из книги Бытие:

…подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
(Быт.3:1)

Но мы хотим вернуться к Библии, где Павел предупреждал:

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
(Кол.2:8)

А еще, другой апостол советует поступать следующим образом, если есть чувство недостатка понимания Его слов:

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
(Иак.1:5)

Один у вас Отец — о чем же говорил Иисус?

Разумеется, Бог устроил так, что у каждого человека обязательно есть отец. Разумеется, в Библии принято называть отцами людей, которые не являются прямыми родственниками. Называя отцами поколения предков, прадедов или просто людей старших по возрасту, мы не нарушаем данное Христом наставление.

Если мы посмотрим в контексте, о чем говорил Учитель, так это о духовных статусах.

Услышав наставление Иисуса, ученики пошли по домам не для того, чтобы объявить своим родителям, что они больше не могут считать своего папу отцом. Нет! Но они хорошо усвоили, что относится к авторитету человека, который стоит между ими и Богом, нужно критически. Нельзя безоговорочно верить человеку, потому что все согрешили (Рим.3:23) и сердце человека самое ненадежное основание (Иер.17:9). Другими словами, нет надежных людей в этом мире, только слово Божье — вот надежное основание (Матф.7:24-27)

Если служитель о чем-то говорит, то важно сверять слова его со словами из Писания, как об этом говорил Павел, похвалив жителей Верии:

Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
(Деян.17:11)

Так в чем же опасность, от чего Господь хотел предостеречь учеников, давая такое ясное предостережение?

Ответ на поверхности. Ответ уже был готов, когда впервые человек испытывает диссонанс, читая строки Христова учения и той действительности, которая происходит в Церкви, носящей Его имя, где нас убеждают, что они последователи Своего Учителя.

Церковь не следует тому, о чем сказано Господом. Церковь отступила от слов Иисуса и отягчая свое положение, извратила учение. Повсюду укоренилась традиция, противоречащая словам Учителя.

Молодой священник, заступив на служение в какой-либо приход называется «батюшкой» или «святым отцом», хотя прихожане значительно старше священника. Возрастной признак «отца» отсутствует, есть только его духовный статус. А именно об этом предупредил Спаситель, говоря: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф.23:9).

Такое тотальное подчинение Церковному авторитету было необходимо людям, которые поняли еще на заре христианского движения, какой потенциал власти в нем сосредоточен. Насколько они были правы, показали средние века религиозного деспотизма. Именно тогда уже стало понятно, как важно для них держать в неведении народ, чтобы вся эта великая власть оставалась в их руках. И в дальнейшем, слово Божье всячески ограждали от широкого распространения, считая это исключительно достоянием клира.

Но свет Божий невозможно удержать под сосудом (Матф.5:15). Слава Богу!

Оставить комментарий