Автор
Небо Седьмое
Поделитесь
Просмотры
В этой статье
Зачем нужны иконы?
Речь пойдет о второй заповеди из декалога — основного Божьего закона, известного как 10 заповедей.
Эта заповедь звучит так:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
(Исх.20:4-6)
Удивительно, кажется текст настолько старательно и исчерпывающее дает понимание требования этой заповеди, что после прочтения не может уже остаться ни одной лазейки или повода для ее нарушения.
Но как так получается, что в богослужебной практике эта заповедь оказывается попрана грубейшим образом? Какая такая необходимость в иконах, что без них, кажется, немыслимо богопоклонение?
При попытке ответить на эти и другие сопутствующие вопросы, мы не можем исключить тот исторический процесс, приведший к иконопочитанию. Мы не станем воспроизводить всю эту длинную историю, об этом много есть доступного материала.
Отметим лишь период иконоборчества, который говорит нам, что не все верующие не замечали существование второй заповеди декалога. И второе, на что нужно обратить внимание – это очевидный симбиоз язычества и христианства, признаваемый всеми, в том числе сообществом богословов и философами.
Иконы, как способ передачи информации
Нам, современным людям, кажется дикой необразованность совсем недавно по историческим меркам, как «вчера», большей части населения, которая элементарно не умела читать. Отсутствием грамотности можно объяснить появление рисунков, как повествование событий. Наглядные пособия всегда были эффективным средством передачи информации и остаются востребованными по сей день. Иконы могут служить следующим целям:
- Иконы представляют собой визуальные изображения святости и божественности, они помогают людям сконцентрироваться на молитве и духовном развитии.
- Иконы не только служат как символ веры, они также помогают людям чувствовать себя частью церковной общины и связи с Богом.
- Иконы являются ценными художественными произведениями, показывающими различные стилевые тенденции и техники рисования и скульптуры.
- Некоторые иконы имеют историческую ценность и могут быть использованы для исследования прошлых эпох и культурных традиций.
- Кроме того, иконы могут служить утешением и доступным способом для выражения религиозности при проблемах в жизни.
Но то, что мы сегодня наблюдаем, не имеет отношения к процессу обучения, пересказа и повествования, хотя многие иконы имеют сюжет либо из прошлого, либо будущего, но значительна часть икон бессюжетные, они декоративные и даже фетишистские.
Почитание, а не поклонение
Попытка выяснить у священнослужителей и богословов причину расхождения между требованием заповеди и практики богопоклонения в храмах заканчивается всегда одинаково. Если коротко, то это объяснение заключается в подмене термина идолопоклонства, что так явно и безапелляционно осуждается в Библии, на иконопочитание.
Почитание икон, святым образам – воспринимается более лояльно, в отличие от формулировки «поклонение идолам». У кого повернется язык приравнять термин «идол» и изображение Девы Марии или Иисуса Христа? Отпадает всякое желание продолжать дискуссию.
Но Библия – книга объемная и Бог позаботился о достаточности аргументов для утверждения Своих законов. Для пояснения и закрепления заповеди, Он дал еще книгу Второзаконие (повторение — мать учения), где говорит, что ни мужчины, ни женщины не должны изображаться:
Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
(Втор.4:15,16)
Мы нигде не найдем в Библии необходимость уважать изображения. Некоторые комментаторы ссылаются на изображение херувимов, которые были частью убранства в Храме, однако все изображения и даже изваяния на крышке ковчега не имели акцента в процессе поклонения. Как известно, ковчег завета находился за завесой во Святая святых — отделении храма, куда доступ был ограничен для людей. Только первосвященник заходил раз в год для совершения обряда очищения. Нет никаких оснований, что он совершал поклонение перед херувимами. Так же нет надобности в их опосредованной функции для поклонения Богу, т.к. Он присутствовал непосредственно во Святая святых.
Ой, снова было слово «поклонение», а мы постоянно сталкиваемся с настойчивыми требованиями употреблять «почитание».
Нарушение – это факт несоответствия закону
Нарушение – это факт несоответствия закону, не зависимо от того, будто это учение или многовековая традиция. Чем продолжительнее практика поклонения изображениям, тем тяжелее грех. Это лишь характеризует духовную деградацию и, говоря языком юридическим, является отягощающим обстоятельством.
Вторая заповедь не единственная, которая нарушается под похожим предлогом. Нарушение седьмой заповеди то же очень часто пытаются объяснить, будто совершается не прелюбодействие, а акт любви. И попробуйте оспорить! Человек искренне любит чужую женщину, которая не является его женой, и она отвечает ему взаимностью.
Как прелюбодей, совершая свое прелюбодеяние, называя это проявлением искренней любви, не отменяет факта совершения греха, так и нарушение второй заповеди – является грехом, даже если назвать этот актом «почитания». Действия поклонения и почитания выглядят одинаково и нет никакой разницы, как вы пытаетесь это объяснить, какие смыслы вкладываете этот акт. Какой ценности и содержания произведения искусства — поклонение или религиозное почитание его является грехом.
Вор, если взяв вещь без спроса, скажет: «я не крал, я взял взаймы и собирался отдать», – не произведет никакого впечатления на судью, который будет руководствоваться положением в УК при вынесении вердикта.
Никто из здравомыслящих людей не станет воспринимать достойным такое объяснение, если только при этом не будет испытывать уважение к авторитету вора. Если вор имеет особое положение в обществе, а такое случается, то к его действиям относятся не так, как к грехам прочих людей.
Вероятно, с иконопочитанием произошла подобная трансформация в определениях. Церковь, пользуясь безграничным авторитетом и доверием паствы, без всяких моральных тормозов (вероятно после реванша на втором иконоборческом соборе, после устранения с арены своих противников) способствовала расцвету идолопоклонничества. Обыденной стала практика амулетов, одаривание дорогими приношениями изображений-покровителей, фетишизм и даже посвящение храмов именам, присвоенным иконам, тем самым придавая субъектность предметам.
Иконы слышат, отвечают на молитвы, реагируют чудесным образом, в общем, иконы «живут». Они могут накапливать энергию от людей, в течение продолжительного времени и от того становятся «сильнее».
Трагическая участь медного змея: как поклонение обернулось предательством
История в пустыне может послужить яркой иллюстрацией отношения Бога к такому поклонению. Моисею было дано повеление сделать изображение змея для исцеления от укусов ползущих гадов. Кстати, это место (Чис.21:9) приводится в качестве основания целительной практики иконопочитания.
Когда народ впал в идолопоклонство, то благочестивый царь Езекия, верный Божьим заповедям, повелел уничтожить и идолов, и медного змея (нехуштана), не смотря на его целительную эффективность в прошлом (4Цар.18:4).
Поэтому можно заключить, если изображения и служили возрождению веры и выполняли функцию Божьего слова, потому что вера от слышания, а слышание от слова Божьего, то когда обстоятельства изменились и появилось иконопочитание, делающее из изображений нечто святое и они стали объектом поклонения, то их участь должна быть такой же, как и участь медного змея, если мы знаем, как Сам Бог относится к этому явлению, что Он ревнует и считает это проявлением ненависти к Себе (Исх.20:4-6).
А вот зачем иконы все же нужны сегодня, если информация доступна и читать умеют, если не все, то большинство верующих, остается открытым. Очень может быть, это демонстрация противления Божьему закону, которое устроил оппозиционер – князь мира сего.