Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

(Прит.13:25)

Эта статья должна быть более успешна у сторонников традиционных конфессий, таких как православие и католицизм. Но есть и ожидание критики от более прогрессивных, с более современными взглядами читателей.

Это же дикость какая, розгами воспитывать дитя! Бог учит любви, добрый Иисус, наверное, был бы возмущен не меньше, а даже куда больше, нежели в храме, когда выгнал торговцев.

Надо отметить, тогда Иисус взял в руки подобие ремня или плети, чтобы разогнать меновщиков, спекулянтов. Картину представили?

Иисус выгнал из храма торговцев. Изображение: http://giaoxuchanhtoaphucuong.net/2018/03/

Библия сложная книга. Она редко вызывает благостное состояние. И не потому, что Бог такой суровый. Бог есть любовь (1Иоан.4:8). Все потому, что в мире хозяйничает враг, и по его причине возникают ситуации, на которые приходится реагировать соответствующим образом.

Есть попытки обойти такие моменты теми проповедниками, внутреннее состояние которых близко к нирване. Им не выгодно говорить о чем-то другом, как только о любви, мире и милосердии. Да, милосердие и терпение должны иметься. Но когда речь идет о воспитании мы должны понимать, что формируется представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

«Надо научиться объяснять» – опережаю возражение несогласных читателей. Это бесспорно! Надо и это должно быть в первую очередь. А что вы сделаете, если ребенок не собирается считаться с вами? Такое тоже случается. И, может быть удивитесь, наглые, отвязные дети чаще встречаются именно в тех семьях, где придерживаются гуманистической педагогике.

Приходилось слышать проповеди, где слова о розге интерпретировались, как демонстрация угрозы без их применения. Все потому, что не хочется сходить с благостных рельс и опасаясь испортить умиленное настроение слушателям.

Пастырь добрый. Изображение: https://www.liveinternet.ru/users/maya_monahova/post366160348/

В таких случаях придумываются разные толкования, чтобы уйти от негатива. Якобы, розга – это прообраз пастушьей палочки, и розгу используют для овечек так, чтобы нежно обхватить ее за шею, согнутым в дугу или петлю прутиком, и вернуть в стадо. Мы, мол, должны читать в контексте любви и знания Божьего характера. А что вы скажите на это, уважаемый гуманист:

Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и [так] истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.

(Втор.21:18-21)

Надо сразу сказать, что это крайняя мера. И слава Богу, что большинство детей все же слушались своих родителей. И многих от такой участи спасала именно розга. Заметьте, что старейшинам нужно исследовать дело и они обязательно постараются выведать, все ли сделали со своей стороны родители, наказывали ли они.

Казнь не может вызывать восторга. Но важность этой исключительной меры наказания была необходима в социальном плане. Непокорность имеет свойство распространяться и заражать окружающих (1Кор.15:33). Страх же, который следует за этими жесткими мерами, устраняет дерзость и может быть спасительным (Прит.19:23).

А насколько соответствует Божьем характеру строгость? Мы можем прочитать и увидеть, как совет Соломона (Прит.13:25) созвучен с тем, как и Сам Бог воспитывает:

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю…

(Откр.3:19)

Оказывается, любить и наказывать, не исключает одно другого. В этом нет конфликта. Но любить нужно, чтобы уметь и наказывать. Как известно, Бог долготерпелив и многомилостив. Мы это можем прочитать в Псалмах и у пророков. Наряду с его милостью и невероятным порой терпением, сказано, что он не оставит без наказания:

Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его.

(Наум.1:3)

Изображение: http://zadonsk-skit.ru/

Изображение: http://zadonsk-skit.ru/

Наказание – это принцип. Важный принцип в Божественной педагогике. И поскольку к концу веков Божьими наставлениями, как и заповедями Его будут пренебрегать, а секуляризация и ложная гуманистическая педагогика будет набирать силу, то общество придет в упадок:

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

(Рим.1:28-31)

И еще:

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,

(2Тим.3:2-4)

Изображение: https://www.usatoday.com/

Изображение: https://www.usatoday.com/

Нас уверяют, что порка может нанести травму детской психике, которая потом скажется негативно. Однако же, мы можем прочитать, что перспектива не так уж и печальна:

Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.

(Прит.22:15)

Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.

(Прит.23:13,14)

Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.

(Прит.29:15)

Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.

(Прит.29:17)

Кому верить, выбирает каждый сам. Соломон, давая такие рекомендации, взял это ни откуда нибудь, мудрость его от Бога и того воспитания, что получил сам. А воспитывал его отец Давид, которого называл «нежно любящим».

Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,

(Прит.4:3)

Это то Давид, который пережил восстание против него Авессалома, сына своего, и знает, как опасна дерзость.

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал!

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал!