Сетевой маркетинг — это пирамида или секта?

Кейтлин Руис, 30-летняя жительница Тусона, штат Аризона, начала работать в многоуровневых маркетинговых компаниях в возрасте около 20 лет. Известные MLM компании, такие как Mary Kay, Tupperware, Amway, Arbonne, LuLaRoe и многие другие, нанимают консультантов, которые продают продукцию напрямую населению и нанимают новых членов.

Кейтлин Руис, 30-летняя жительница Тусона, штат Аризона, начала работать в многоуровневых маркетинговых компаниях в возрасте около 20 лет. Известные MLM компании, такие как Mary Kay, Tupperware, Amway, Arbonne, LuLaRoe и многие другие, нанимают консультантов, которые продают продукцию напрямую населению и нанимают новых членов.йтлин Руис, 30-летняя жительница Тусона, штат Аризона, начала работать в многоуровневых маркетинговых компаниях в возрасте около 20 лет. Известные MLM компании, такие как Mary Kay, Tupperware, Amway, Arbonne, LuLaRoe и многие другие, нанимают консультантов, которые продают продукцию напрямую населению и нанимают новых членов.

Руис училась и работала полный рабочий день. Как и многие в свои молодые годы, искала возможность построить полноценную карьеру. Сотрудница Мэри Кей познакомила ее в 2012 году с MLM (сетевой маркетинг), которая занимается продажей косметики. Сотрудница устроила обеденную встречу с человеком, который завербовал ее в компанию, чтобы убедить Руис присоединиться к ним. «Она сказала все правильно», — сказала Руис.

MLM - сетевой маркетинг

 

MLM — сетевой маркетинг

Руисе была обещана гибкость, возможность остаться дома со своими будущими детьми и возможность построить бизнес, который в конечном итоге позволит ей полностью отказаться от работы.

Руис имела студенческий долг по кредиту, который она хотела погасить. Ее заверили, что она сможет иметь лишние 400-500 долларов в месяц чтобы покрывать кредиты, работая на Мэри Кей.

«Они обещают вам весь мир и свободу, которую вы хотите. Они создают впечатление, будто это большой секрет, о котором никто не знает. И я была восхищена этим», — сказала Руис.

МЛМ привлекают людей обещаниями стать независимыми владельцами бизнеса с неограниченным потенциалом заработка. Но для многих попадание в MLM оказывается кошмаром. Особенно это касается женщин, которые составляют большинство консультантов этих компаний.

Бизнес-модель MLM построена таким образом, что большинство участников не имеют даже скромных доходов (от 73% до 99% не зарабатывают вообще). Однако, малая часть избранных на вершине пирамиды пользуются большим финансовым успехом не потому, что они гениальные продавцы, а потому, что они собрали под собой «нисходящие уровни» и собирают хорошие комиссионные и бонусы.

Так как же, даже умные люди могут стать жертвой MLM, несмотря на неопровержимые доказательства, что они представляют собой тонко завуалированные пирамиды? Часто это связано с культовой тактикой сект, используемой для вербовки адептов.

Понимание модели BITE

Сравнение между культами и MLM не новое. Компания Amway, одина из крупнейших MLM в мире, стала предметом нескольких книг, в которых подробно описаны культовые стратегии компании. Одна из таких книг «Amway: Культ свободного предпринимательства», написанная в 1999 году бывшим дистрибьютором Стивеном Баттерфилдом.

Дуглас Брукс, адвокат, специализирующийся на представлении интересов жертв пирамидных схем, обманных программ MLM и мошенничества коммерческими возможностями, согласился, что Amway является одним из ярких примеров того, как MLM отражают культ закрытых сообществ.

 

Брукс недавно представил рабочий документ на ежегодной конференции Международной ассоциации культурологов 2019 года под названием «Принудительные методы в культах, открывающих возможности для бизнеса». В статье он отмечает, что опыт Баттерфилда с Amway, а также опыт других людей, которые писали о MLM, включал «массовые встречи дистрибьюторов, на которых с большим энтузиазмом аплодируют докладчикам Amway высокого уровня, загадочную терминологию, особое и постоянное внимание к найму, позитивное мышление и тенденцию посвящать все больше времени и энергии работе и много тратить на их продукцию».

Все эти факторы, по его словам, согласуются с распространенным представлением о культе. И по сей день бывшие дистрибьюторы продолжают проводить сравнения. И Amway является лишь одним из многих сетевых маркетингов, которые работают таким образом.

Но каково же истинное определение культа? Этот термин может вызвать ассоциацию с образом людей, одетых в длинные одежды с капюшонами, ищущих просветление. И это яркий и явный пример того, как может выглядеть культ. Однако многие культы не так легко обнаружить.

Стивен Алан Хассен

 

Стивен Алан Хассен

Стивен Хассан сбежал из Церкви Объединения в 1976 году и с тех пор стал психологом и одним из ведущих экспертов по контролю сознания и культам. По мнению Хасана, культ — это организация, которая оказывает неправомерное влияние на своих членов, чтобы сделать их зависимыми и послушными. Ненадлежащее влияние определяется как убеждение, которое подавляет любую свободную волю или суждение. Относится к лицу или группе лиц, пользующимся своим положением и обладающими властью над другими.

В культах и других организациях, использующих контроль над разумом, жертвам в первую очередь навязывается чрезмерное внимание, выражающееся в похвале и привязанности, обещании фантазийного мира или элитного статуса. Как только член организации подключается к сети, она использует систематический метод контроля, чтобы подорвать его личность и способность мыслить независимо и рационально.

Этот процесс получения неправомерного влияния следует за тем, что Хассан называет моделью BITE:

Поведенческий контроль

Этот тип контроля заключается в том, чтобы диктовать человеку что ему делать. Поведенческий контроль может включать ограничение того, какую пищу человек ест, что он носит, когда спит и с кем ему разрешено общаться. Финансовая эксплуатация, манипулирование или зависимость также часто являются ключевым компонентом контроля поведения. Индивидуализм возбраняется, а групповое мышление — поощряется.

Информационный контроль

Культы часто утаивают или искажают информацию, делая ее более приемлемой (или просто лгут). Контроль над информацией включает использование обмана, препятствование к доступу неконфессиональным источникам информации, поощрение шпионажа друг за другом и производство пропагандистских материалов, таких как информационные бюллетени, видеоматериалы на YouTube, фильмы и другие средства массовой информации.

Контроль мысли

Культы также стремятся контролировать то, как члены группы думают, чтобы доктрина группы была воспринята как истина. Загруженный язык и клише используются для того, чтобы остановить критическое мышление и свести сложные идеи к банальным представлениям и модным словам. Часто допускаются только положительные мысли, конструктивная критика или вопросы немедленно закрываются.

Эмоциональный контроль

Члены культа переживают экстремальные эмоциональные взлеты и падения, в один момент их обливают хвалой, а в следующий момент заставляют чувствовать себя виноватыми, страшными и недостойными. Им говорят, что любые проблемы, с которыми они сталкиваются, являются их собственной виной, а не виной лидера или группы. Культ внушает иррациональные опасения по поводу ухода или сомнений в авторитете лидера.

Это лишь некоторые из примеров того, как культы и другие организации, контролирующие сознание, используют модель BITE для оказания неправомерного влияния. Они, вероятно, очень знакомы нынешним и бывшим участникам MLM.

Участие в MLM часто приводит к сочетанию вины, стыда и страха, поскольку это бизнес, в котором вы являетесь не только жертвой, но и виновником. Вот некоторые из способов, с помощью которых MLM отражают культы в своей тактике.

MLM Тактика №1: Бомбардировка любви

Одна из причин успеха MLM в привлечении новых членов заключается в том, что вербовка осуществляется в среде знакомых людей, а не прохожих с улицы.

Как правило, первое предложение, которое вы получаете, исходит от друга или члена семьи, который приглашает вас на встречу. Однако, подробности такого собрания намеренно не раскрываются. Все, что известно, это то, что речь идет о финансовых возможностях. «Все это очень загадочно», — говорит Брукс. Главное, чтобы вы попали на первую встречу.

Оказавшись там, вербовщик использует технику, известную как «любовные бомбардировки». Термин «любовные бомбардировки», как сообщается, был изобретен Церковью Объединения, который эволюционировал сегодня и означает тип токсичной, манипулятивной привязанности.

Члены MLM будут радовать потенциальных рекрутов теплым приемом и волнением, говоря, как замечательно, что они пришли, какая это захватывающая возможность и поздравляют их со вступлением. Это похоже на соблазнение — они чувствуют себя особенными, важными и как будто раскрыли драгоценный секрет, о котором никто другой не знает.

Встреча начинается тогда, когда кто-то из высшего руководства компании неизбежно рассказывает удивительную историю. Они объясняют, насколько все плохо было раньше, как они оказались в ловушке долгов и тупиковой работы. Но, продавая продукцию для компании, они изменили свою жизнь. Приглашают участников встречи продолжить такой же счастливый путь.

Встречи являются важной частью культуры MLM. «Все это разработано для того, чтобы довести вас до того момента, когда вы захотите попробовать и зарегистрироваться в качестве дистрибьютора», — сказал Брукс. «И, конечно, если вы серьезно относитесь к этому делу, вы должны продолжать ходить на собрания, чтобы научиться этому».

Оказывается значительное давление на новобранцев, чтобы они приходили на еженедельные встречи, а также на специальные мероприятия, такие как товарные вечеринки и конференции. Они платят из своего кармана за участие в этих мероприятиях.

Надеясь достичь того же успеха, что и представительницы Мэри Кей, с которыми познакомилась Руис, за первые два месяца после присоединения купила продукцию на сумму около 1500 долларов. Она часто посещала совещания, не реже одного-двух раз в неделю. Она проводила много времени, работая в этом своем бизнесе, что в конце концов это стало влиять на ее отношения с мужем.

«Они постоянно требуют, чтобы ты что-то делала для бизнеса», — рассказывает Руис. «Ты работаешь с девяти до пяти, а потом в пять идешь на собрание Мэри Кей и возвращаешься не раньше девяти», — сказала она, «Я его (мужа) не увидела».

Тактика №2: Искусство обмана

Люди, которые поднимаются на сцену, чтобы поговорить о невероятных доходах, которые они зарабатывают, и роскошном образе жизни, который они ведут, на самом деле не сделали б таких денег, продавая продукцию, сказал Брукс. Скорее всего, доход генерируется огромным потоком снизу по сети, и он доступен лишь малой части группы (тем, кто находится в верхней части пирамиды).

«Правда в том, что вы не станете тем человеком на сцене», — рассказывает Брукс. «У этого человека очень тесные отношения с менеджерами компании. В дополнение к комиссионным, которые они получают в зависимости от своего уровня, они получают деньги от продажи инструментов и систем подбора персонала, а также могут получать дополнительную компенсацию от компании за выступления».

В конце концов, привлекательность образа жизни Мэри Кей утратилась. Не впечатлившись ее результатами и уставая от преследования своих друзей и членов семьи, чтобы выполнить план продаж, Руис приостановила бизнес в Мэри Кей.

Однако, пару лет спустя она увлеклась другой MLM и ударилась в Younique. В то время компания была довольно новой, и она думала, что сможет преуспеть в этом деле. Теперь, вместо того чтобы посещать собрания у кого-то дома, она проводила часы в Интернете, наблюдая за живыми презентациями в Facebook и училась, как заманить новых клиентов в Younique с помощью тщательно разработанных «холодных» сообщений.

«Они злились, если люди не участвовали», — сказала она. «Все дело в расширении возможностей и изменении жизни, которую вы хотите, но только, если вы посещали эти группы… А если нет, они были довольно раздражительны».

Но Руис не верила в эти продукты и увидела, что их опыт не очень впечатляющий. «Я вложила около 500 долларов и получила около пяти заказов. Два из них были от моей мамы», — сказала она. И она ушла из компании через несколько месяцев.

В 2015 году Руис была приглашена на новую вечеринку в Мэри Кей. Согласилась пойти только из солидарности со своей подругой. После посещения, однако, она снова вступила, благодаря очаровательной докладчице, которая убедила ее, будто она просто не занималась бизнесом так, как надо.

«Я решила в ту ночь из-за ее уверенности в себе, из-за ее готовности работать со мной над моей кожей, я чувствовала, что бросила хороший продукт, от которого мне не следовало отказываться и уходить из компании», — сказала Руис. «Я подумала, на этот раз, я собираюсь раскачать его. Особенно под руководством этой дамы».

С тех пор Руис поддерживала постоянную связь со своим начальством. Они вместе посещали еженедельные встречи и регулярно собирались на обед, чтобы обсудить дела. Руис получала бесконечные сообщения и звонки с верхнего уровня. Она описала ее как мать, которая оказывала массу внимания.

«Опять же, я вложила много денег в продукцию», — сказала она.

Тактика №3: Финансовая эксплуатация

Несмотря на все ее усилия, Руис не приблизилась к получению прибыли. Она сказала, что самый большой объем продаж, который она когда-либо делала, был на сумму около 200 долларов, а большинство из них составляло от 25 до 50 долларов.

Брукс объяснил, что природа многоуровневого маркетинга заставляет эти компании быть вербовочными машинами из-за большой текучести кадров.

Брукс добавил, что когда вы смотрите на компенсационные планы MLM, обычно существует ежемесячное обязательство по покупке их продукции, хотя компании часто отрицают это и пытаются назвать это требование чем-то другим.

«Вы должны реально вникнуть в детали компенсационного плана, в конечном итоге вы обнаружите, для того чтобы участвовать в бизнесе, вы должны покупать на 100-500 долларов каждый месяц», — сказал он.

Иначе, вы не сможете воспользоваться преимуществами, если не будете соответствовать требованиям. По сути, сотрудники МЛМ становятся их крупнейшими клиентами.

Руис стало ясно, что зарабатывать деньги можно не продавая продукты, а нанимая вниз по сети того, кто будет продавать их за нее. После подсчета, Руис знала, что женщины, рассказывающие свои истории успеха на вечеринках, не зарабатывали так много, как говорили.

«Меня осенило — это дерьмо, на самом деле пирамидальная схема», — сказала она. «В тот момент я понял, что на самом деле необходимо для успеха в этом бизнесе, и мне это не понравилось. И я перестал принимать телефонные звонки».

Тактика №4: Чувство вины, стыда, страха…

Когда дело доходит до MLM, наличие обычной работы с 9 до 5 считается отстоем. Людей беспокоит низкая зарплата, отсутствие перспектив. МЛМ играет на этом желании «владеть» бизнесом, иметь гибкий график работы и безграничный потенциал заработка.

Но когда консультанты обращаются к вышестоящим кругам и жалуются, что реальность не соответствует тому, что было обещано, вина возлагается на них.

«Первое, что они говорят вам, когда испытываешь разочарование, это то, что ты недостаточно вкладываешь», — объяснила Руис.

Неважно, что рынок может быть насыщенным, продукты хуже или потенциальные клиенты сыты по горло. Если дела не идут, это ваша вина.

Брукс сказал, что участие в MLM часто используют комбинации вины, стыда и страха, потому что это бизнес, в котором вы не только жертва, но и преступник.

«Ты не только втянулся в это, но и втянул в это других людей», — сказал Брукс.

А для тех, кто в конечном счете осознает, в чем заключается суть бизнеса, осознание этого деморализует.

«Ты знаешь, что это просто не сработает», — говорит Руис. «Ты знаешь, что просто превращаешь этого человека в средство для достижения своей цели. Это нехорошо».

По мнению Брукса, жертвы пирамидных схем не станут рассказывать, что их обманули. Система идеальна. Ты просто недостаточно хорошо делал свою работу.

Все ли схемы пирамиды MLM являются культами? Может и нет. Но цифры в подавляющем большинстве случаев говорят о том, что нет причин ввязываться в этот бизнес.

«Шансы настолько невелики, что лучше попробовать себя в лотерею», — сказал Брукс.

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, делитесь материалами в соцсетях!

Перейти на источник

Оставить комментарий