Когда ваше сердце сжалилось и Вы положили в протянутую руку подаяние, чья это потребность, нищего или Ваша? Узнаете, дочитав до конца, что означает, быть добрым. И подавать ли, вообще?

Доброта или доброжелательность — очень важный психологический атрибут. Мы добры к другим по различным альтруистическим, а иногда и эгоистическим причинам. Человек может быть добр к бездомному и дать ему одеяло из-за сочувствия. Или щедрый мужчина проявляет доброту к женщине из-за скрытых мотивов. Доброта, таким образом, провоцируется личными мотивами, включая потребность в славе или репутации, потребность в любви или товариществе или из искренней чуткости и побуждения в сочувствии.

Доброта по отношению к бездомному — это тип сочувствия. А доброта в ответ на просьбы друга — это то же, сочувствие?

Доброта по отношению к нуждающимся может исходить из альтруизма или потребности в личной репутации. Например, акт доброты, проявленный, потому что вы стремитесь позиционироваться, используя образ «доброго самаритянина» и рассчитываете на восприятие вас, как доброжелательного члена общества. Мы понимаем, человек может быть фактически добр к другим, потому что ему нужна слава взамен пожертвований и подарков. Более очевидный пример, если мужчина добр женщинам, то весьма вероятно, что доброта выраженная в ценных подарках обусловлена потребностью в ответной привязанности, любви, сексуальных услугах, уважении или заглаживает вину из-за общения с другими женщинами. Поэтому, доброту следует различать, чем она мотивирована, сочувствием или потребностью в репутации, уважении или другими мотивами, которые спрятаны за собственным позиционированием.

Некоторым людям свойственна доброта и они не могут отказать, если кто-нибудь просит их об одолжении.

Доброта больше связана с умственной силой, чем со слабостью. Развитие теории доброты в психологии включает изучение деятельности мозга и нейронных цепей, когда люди внезапно чувствуют эту эмоцию побуждающую к доброте. Таким образом, мало теоретической гипотезы, физиологическая основа важна в психологической теории доброты. Помимо этого, возможно существование»гена доброты», и некоторые люди могут быть добрее других по наследственным причинам, у них может быть добрый родитель и, таким образом, унаследовал эту черту.

И, конечно, нельзя исключат и фактор приобретенной доброты, ей можно научиться в социуме. Приобретенные качества доброты обусловлены воспитанием, были научены через наблюдение у своих родителей или привиты учителями и воспитателями.

Врожденное или приобретенное?

Доброта — это врожденная психологическая черта, и некоторые люди более добрые, потому что они родились такими. Возможно ли родиться абсолютно недобрым, мы вряд ли сможем узнать. Поэтому, извечный спор о природе или воспитании (врожденное или приобретенное) остается лишь в контексте: что из этих факторов более значим в формировании такого качества характера, как доброта. Но вряд ли возможно было воспитать доброго человека, если в него изначально природой не была заложена способность быть добрым. Абсолютно неспособного стать добрым невозможно научить быть добрым. Это все равно, что приучить хищника есть только траву и не есть мясо.

Психофизиологи пока еще на пороге открытия «гена доброты», и если он есть, то что вызывает доброту, какая эмоция или нейронная активность связана с добротой, и как ее можно определить в психологическом плане? Социально обусловленная доброта — это теория и, как уже сказано, социальная обусловленность должна иметь физиологический фундамент, чтобы считаться достоверной и научно подтвержденной информацией.

Пока мы ищем «ген доброты», кажется бесспорным факт наличия врожденных свойств эгоизма и алчности.

Альтруизм

Альтруизм, представленный как социальный феномен доброты, может быть вызван скрытыми или бессознательными мотивами, завоевать признание. Всегда ли филантропы раздают богатство, потому что они действительно добры, или они ищут славы, репутации, уважения и признания за свои филантропические услуги?

Доброта может основываться на сочувствии, участия под влиянием потребности в славе, или из-за чувства долга и ответственности перед обществом сограждан. Так вот, некоторые дети добрые, отдают свою одежду бездомным людям, потому что они от природы добрые и отзывчивые. Некоторые могут увидеть бездомного и почувствовать сопереживание, поскольку они тоже могли быть бездомными в какой-то момент. Некоторые — могут намеренно развивать личную доброту, потому что им нужна слава и признание, а другие чувствуют ответственность перед обществом и совершают добрые поступки. Таким образом, есть несколько условий возникновения доброты:

  1. Чуткость
  2. Социально ориентированный альтруизм
  3. Мотивированность
  4. Ответственность
  5. Религиозность

Эти пять различных типов могут быть рассмотрены на большом количестве примеров. Вы чувствуете сочувствие к своей собаке и ослабляете цепь, которая удерживает ее, и вы испытываете сочувствие к своему другу и помочь иму не только советом, но и ресурсами. Люди могут чувствовать подлинную альтруистическую потребность отдавать не лишние деньги. Но это не исключает наличие одновременно и скрытых мотивов, таких как слава, признание или даже меркантильное ожидание денежной прибыли или успех в карьере (если только эти ожидания не являются предварительными условиями, иначе, это называется торговлей). Все это не уничтожает доброту, выраженную в фактическом действии, но соседствует без противоречия с одной стороны альтруистических мотивов и ожидания какой-либо компенсации — с другой.

Это не одно и то же, как если бы целью было получение привилегий или даже манипуляция сознанием за маскировочной добротой. Вероятно, именно такая опасность отталкивает, если добрые дела заронили подозрения. Скорее всего, только удостоверившись в чистом альтруизме, мы благосклонно относимся к акту проявления доброты.

Доброта, связанная с социальной ответственностью, проистекает из потребности влиять на общество. Но она подлинная, если например, доброта происходит от пожилых людей, которые осознают свой скорый уход и под влиянием собственной ответственности за оставляемый мир, общество или коллектив.

И в действиях детей, если они совершают добро, можно предположить, что движимы искренними мотивами. От взрослых их отличает меньший набор потребностей, требующих свое удовлетворение. Дети просты и доверчивы, а значит им вряд ли свойственна ответственность. Ей еще предстоит научиться, а до того, социальная доброта не может исходить от альтруиста детского возраста.

Потребность в доброте

Теперь несколько слов о человеческой потребности в доброте, которая включает как акт дарения, так и получение.

У человека есть потребность в подлинной любви, привязанности, счастье, а также в доброте. Доброта приходит от любви, привязанности, сочувствия и участия. Это означает, что значительно важнее увидеть то, что производит доброта, а не чем обусловлена она. Хотя, как мы видели выше, детерминирующие факторы важно уметь обнаруживать и оценивать.

Но представьте только, каков был бы мир, если он лишен доброты. Но благодаря альтруистическому свойству, пусть даже с «примесями» скрытых мотивов, мы живем в сообществе.

Человек, существо социальное. А доброта создает связь между дающим и получающим, и в тех случаях, когда вы совершаете доброе дело. Совершая акт альтруизма образуется эмоциональная связь между индивидом и обществом и, если хотите, бизнесом. Ведь, если бизнес социально ответственен, то от этого выигрывает все общество. Доброта создает социальные связи и помогает строить семьи и общества.

С другой стороны, получение также вызывает чувство благодарности среди получателей добрых поступков. Если вы щедры по отношению к бездомному, это не гарантирует, конечно, что он станет щедрым по отношению к другим. Но это создает условия быть таким, если его статус бездомного измениться. Таким образом, доброта развивает или создает цикл позитивного взаимодействия в обществе. Такие позитивные взаимодействия лежат в основе социальных изменений, преобразований и духа подлинной заботы друг о друге. И уж коль мы говорим о гуманизме, то вряд ли он возможен без доброты.