Психология проклятия — Чего нужно опасаться

Слово «проклятье», хочется верить, — это просто неприятное слово. Оно отзывается в душе гулким эхом, а мы подсознательно боимся «подцепить заразу» от нашептываний тех, кто может в своей практике использовать этот термин для психологического воздействия.

В этой статье мы постараемся развеять некоторые мифы, основанные на стереотипах. Мы увидим, как психологические аспекты влияют на наше сознание и насколько сильными могут быть последствия.

Психология проклятия

Само по себе проклятие ничего не значило бы, если не то отражение на психике, которое вызывает оно. И почему, на одних людей это отражение может оказаться весьма значительным и разделить жизнь на до и после, а с других — как с гуся вода.

Означает ли это, что не само проклятие имеет силу, а психологическая характеристика обладателя ушей, которые уловили это слово в свой адрес?

И не будет ли легкомысленным отношением к такому выражению неприязни в нашу сторону, если мы не будем замечать, обращать внимание на проклинающих нас? Не отзовется ли это еще более плачевными последствиями?

Что такое проклятие?

Словарь Ушакова дает значение этого слова:

Проклятие — выражение кому-нибудь безусловного и бесповоротного осуждения, знаменующего полный разрыв, отторжение

Исходя из такой формулировки значения слова, мы можем сделать вывод, что проклятие происходит в наши дни и оно не от цыганки на улице. Оно может прозвучать в зале суда при вынесении приговора на пожизненный срок. Но более подходит смертная казнь, если бы она применялась.

Становится понятна взаимосвязь между деяниями и наказанием и тогда, проклятие — это просто вышедшее из употребления слово, которым сегодня регулируются отношения. В современном праве усматривается степень вины и соразмерность наказания, что свидетельствует о более взвешенном, более совершенном проклятии.

Мистификация проклятия

В умах людей укоренилось ассоциация проклятия с неведомой силой, которая способна покарать, если ее задействовать. Если в суде кара наступает после оглашения приговора лицом, наделенным такой властью, т.е. судьей, то эта неведомая сила может оказаться глуха, если неизвестно кто, по своим субъективным причинам произнесет слова проклятия, а может и услышать. Но не исключено, что она действует самостоятельно…

Именно эта таинственная, непонятно кому и по каким причинам подчиняющаяся сила и влияет на психику масс или отдельно взятого человека. Неизвестность и таинственность всегда, если не пугает, то, по крайней мере, настораживает.

Кто подвержен проклятию

Есть люди суеверные, набожные, а есть — неверующие. Может ли зависеть действенность проклятия на основе личных стереотипов и убеждений?

Надо сказать, что обычные уголовники на момент совершения преступления тоже, порой, не верят в силу возмездия. Именно поэтому совершаются преступления с особой дерзостью. Но их смелость и безразличие к закону, может ли гарантировать, уйти от ответственности? Вероятно, вы скажете, нет.

В романе Гюго «Отверженные», каторжник Жан Вальжан отнял у мальчика монету 40 су, после чего был проклят обиженным мальчиком. Несмотря на сожаление, проклятие пришло за этими деньгами, но через время, когда жизнь совершенно изменилась и, казалось, проклятие где-то заблудилось.

Вот особенность, которая заставляет цепенеть от страха, быть проклятым — это ответственность за совершенные злодеяния. Говорит ли это нам, что благочестивым людям, не делающим ничего плохого, не нужно опасаться проклятия, потому что главной причиной возмездия — это нанесенная обида или преступление?

Религиозно-психологический аспект проклятия

Как уже было замечено, множество людей относят себя к числу верующих. А это означает, что их ценности, суждения и поведение имеет отражение религиозных влияний. Правда, нужно отличать, суеверие от религиозности.

Про суеверия мы уже коснулись в мистификации проклятия. И важная особенность — это таинственность. Религиозный аспект может, напротив, помочь разобраться и прояснить закономерности проявления проклятия.

Проклятие слепо

К сожалению, проклятие может «отыграться» и на невинных душах. Так случилось с одним Человеком, на Которого Бог возложил вину всего мира — это Иисус. Иисус из Назарета, как известно, не совершал преступлений и не нарушал Божьих заповедей. Однако, сказано:

…Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем…
(Ис.53:5)

История полна несправедливыми осуждениями. В народе даже есть пословица, отражающая мудрость:

От сумы да от тюрьмы не зарекайся

Получается что, в отличие от Фемиды Правосудия (у которой хоть и закрыты глаза, но это для того, чтобы судить нелицеприятно, а опираясь на факты), проклятие вовсе не имеет различия, на кого пасть.

Вероятно, что проклятие — это разящий меч в руке, например, той же Фемиды, которая в свою очередь является мифическим божеством.

Христианское учение ясно говорит, Кто держит в Своих руках возмездие, которому свойственно оттягивать во времени разящий Свой меч — это Небесный Отец.

…так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных…
(Иов.34:28)

Ответственность проклинающего

Бог — Защитник бедным, угнетенным, вдовам и сиротам. Слабые люди часто терпят несправедливость от сильных и богатых. У них только один выход: поднять голову к небу и просить защиты и справедливости у Бога.

Со стороны это может казаться отчаяньем и бессильем, но, кто может сказать с уверенностью, что спустя время, неожиданно и неотвратимо проклятие придет. Но когда оно приходит, судьба меняется или заканчивается.

Но есть еще кое-что, что важно сказать. Всевышний дал власть людям проклинать. В церкви существует практика «анафемы» на основании слов:

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
(Иоан.20:22,23)

Но при этом, человек, открывший уста для произнесения этих страшных слов проклятия, которые по значению из словаря Ушакова мы знаем, означает отвержение, не имеющее обратной силы, должен быть иметь свою часть ответственности в этом процессе, — самому быть безукоризненным перед людьми и Богом, чтобы не оказаться когда-нибудь на месте проклятого:

И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
(Мар.11:25)

Вывод

Остается лишь заключить, что страх перед людьми, произносящими проклятие, действительно, дает повод для переживания. Это как заявление в полицию, но инстанция эта не на Земле. Оно будет принято и рассмотрено. На этой уйдет какое-то время. И если решение будет принято, самые тихие слова, от самого незначительного человечка на земле, в котором можно не увидеть ничего внушающего авторитет, произведут сокрушающей силой события, от которых можно не оправиться.

Но и тот, кто безосновательно или без осознания, Кому произносится жалоба, а так же, отвергающий раскаяние обидчика, настаивает на проклятии, пусть знает он, что история не заканчивается на этом. И очень может быть, что сбудутся и другие слова:

…проклинающие тебя — прокляты…
(Быт.27:29)

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. Обратите внимание на другие наши публикации, некоторые можно найти сразу под этой статьей. Поделитесь своим мнением в комментарии.

Оставить комментарий