«Ты можешь сделать это», — твердил я моему 7-летнему сыну. «Мы не закончим, пока ты не выполнишь это. Я знаю, у тебя получится.»

Ох, как я сожалею об этих словах. Это были слова поддержки, казалось, но не совсем. Мы занимались на скрипке более 30 минут, что значительно превышало рекомендованных 15-20 минут ежедневных занятий.

Мой сын не хотел заниматься скрипкой. В какой-то момент он становился капризным и не хотел учиться, но я не понимая этого, пытался вселить энтузиазм и одновременно увеличивал интенсивность занятий, веря, будто через такой усердный труд мы преодолеем временные трудности. А когда мы добьемся результатов, то и вера в себя, свои способности, а так же самооценка моего ребенка возрастут.

Профессор психологии из Калифорнийского университета Беркли, Alison Gopnik (мы намерено применили латиницу при написании имени профессора, потому что на кириллице «Гопник» неблагозвучно для русскоговорящей аудитории), автор книги «Садовник и плотник: что говорит нам наука о развитии ребенка об отношениях между родителями и детьми», в которой он обозначил два типа стратегии воспитания и присвоил соответствующие типам родителям условные названия: «садоводы» и «плотники».

Родитель-садовник и родитель-плотник

«Родитель-плотник» отличается тем, что сообразуясь с постулатом, «без труда — не выловишь и рыбку из пруда», строит работу по формированию ребенка через назидание усердия. Благовидные мотивы и правда жизни, заключенные в мудрой поговорке показывают путь и направление к успеху.

А значит, важно приучить дитя к труду с малых лет. Без строгого контроля и неукоснительного регулярного выполнения упражнений, детская, еще не сформировавшаяся психика неспособна проявить самодисциплину. И роль родителя-плотника — это быть ответственным за будущее ребенка, коль сам он не понимает, какое великое будущее его ждет.

А на самом деле, это родители, одержимы мечтой с названием «мой сын — вундеркинд», не понимают, что отдаляются от этой мечты.

Родитель-садовод

Родитель-садовод так же понимает неспособность ребенка долгое время оставаться сосредоточенным, но его помощь совершенно иная. Родитель-садовод обеспечивает благоприятную среду, и понимает, если светит солнце, растение лучше растет и приносит плоды.

Пытаясь втиснуть квадратное в круглую яму, мы расстраиваемся сами и, тем самым, снижаем мотивацию ребенка дальше заниматься. Gopnik дает следующие советы, что начать воспитание, как родитель-садовник:

Предложите варианты, а не инструкции.

В своей книге Gopnik описал, как исследователи узнали, что 4-летнему ребенку удается придумать несколько вариантов применения игрушки, если он это делает свободно, без инструкции. Но с инструкцией, он выполняет только тот вариант, который изложен в ней.

Дети от природы любопытны и имеют врожденное стремление учиться. Возможность познать новое, должно вызывать соблазн проявить любопытство. В дальнейшем это выльется в жажду постигать и учиться.

Знания в форме постоянных инструкции приучает выполнять норму и не более. Но, как растение вбирает в себя из почвы все необходимое для роста, так и ребенок будет впитывать науку, а родителю-садовнику нужно лишь заботиться, чтобы информация была доступной.

Иначе говоря, успевайте только книжки покупать, потому что ребенок их будет «глотать» одну за другой.

Наблюдайте, не вмешиваясь.

Внимательные родители могут заметить, к чему тянется ребенок. Если ему нравится музыка, можно предложить ему игрушечный инструмент.

Один такой случай показал, как игрушечная гитара помогла ребенку вообразить себя рок-звездой. Родители включились в его игру и попытались настроить ему гитару, на которой были струны, как у настоящего инструмента. Ребенок понял, как можно играть на гитаре и смог даже освоить несколько нот.

А дальше — больше, ему подарили уже настоящую гитару и нашли учителя. Тогда мне стало понятно, что так могла бы оказаться скрипка в руках моего ребенка…

Разрешите допускать ошибки

Предоставленная свобода без инструкций не исключает, а напротив, предполагает ошибки. Важно позволять ребенку ошибаться и терпеть неудачу. Во время ошибок, ребенок получает бесценный опыт. Ошибки при выполнении инструкции влекут порицание, а ошибки совершенные на основе собственного выбора того или иного варианта решения, подстегивает повторять попытку до победы! А разве это не наша конечная цель как родителей?

Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал! Обратите внимание на другие наши публикации. Мы очень благодарны вам за ваше внимание 😊