Повреждения подводной лодки «Щ-403» полученные в результате тарана немецкого тральщика 19 февраля 1942г. (В первые часы 19 февраля в северной части Порсангер-фьорда, «Щ-403», проводила зарядку аккумуляторов. Несмотря на то, что подлодка находилась в непосредственной близости к вражескому берегу, всего в 4-5 милях юго-восточнее мыса Хельнес, условия для этого были подходящие, волнение моря – 4 балла, видимость 2-3 кбт.
See more «Щ-403» шла ходом 7 узлов. Командир субмарины и комиссар отдыхали в 6-м отсеке, вахтенным офицером на мостике стоял минер лейтенант Шилинский, вместе с ним верхнюю вахту несли сигнальщик и боцман, остальные офицеры находились в центральном посту. В 00.20 «Щ-403» внезапно обнаружила на курсовом углу 100° правого борта на расстоянии 2-3 кбт два сторожевика противника, следующих в кильватер параллельным курсом с подлодкой. Как оказалось, это были минный заградитель «Brummer» (бывший норвежский «Olaf Tryggvason») и тральщик «М-1503». Противники обнаружили друг друга одновременно. Вахтенный офицер субмарины дал команду «Право на борт», тут же исправленную «Лево на борт», а затем «Командира наверх» и «Стоп зарядка». В это время «Brummer» повернул на подлодку, намереваясь ее таранить. Успевший подняться на мостик субмарины штурман дал команду «Торпедные аппараты – товсь» и «Пли!», которые были приняты в центральном посту, но не дошли до 7-го отсека, поэтому торпедного залпа не последовало. «Щ-403» катилась влево, оставив «Brummer» за кормой. Минный заградитель открыл пулеметный огонь по рубке подлодки, пытаясь выйти на таран по встречной циркуляции с правого борта. Одновременно с этим, тральщик, шедший справа от подлодки, открыл огонь из 20-мм орудий.

Тем временем, командир «Щ-403» уже появился на мостике. Быстро оценив ситуацию, он успел объявить аварийную тревогу и остановил дизели, как тут же упал тяжело раненый. Получили легкие ранения штурман и боцман. Поняв, что теперь он старший на мостике, штурман скомандовал: «Все вниз! Погружение!». Вахтенный офицер, сигнальщик, раненный боцман и появившийся на мостике вслед за командиром военком тут же спустились вниз.

Корабли противника продолжали вести огонь. Попаданием одного из снарядов в район третьего отсека в прочном корпусе подлодки на уровне ватерлинии образовалась пробоина диаметром порядка 20 мм, которую, так как деревянный клин сломался, быстро заделали зимней шапкой. Чтобы предотвратить поступление воды в отсек, туда подали воздух высокого давления, но он с сильным шумом стравливался в центральный пост через незадраенную переговорную трубу.

К этому времени находившийся в центральном посту механик подлодки, правильно оценив ситуацию, подготовил субмарину к срочному погружению, дав команду заполнить центральную цистерну и цистерну срочного погружения, но кингстоны цистерн главного балласта оставались закрытыми. В итоге, когда поступила команда открыть их, в 3-м отсеке этого не сделали, так как личный состав занимался заделкой пробоины и из-за сильного шума уходящего воздуха просто не услышал ее. Цистерна № 2 оставалась незаполненной, пока работы по борьбе за живучесть корабля не были завершены, и воздух высокого давления перестал поступать в отсек.

После того как штурман спустился в центральный пост, верхний рубочный люк был задраен. Клапана вентиляции цистерн главного балласта были открыты, и субмарина пошла на погружение. Тяжело раненый командир «Щ-403» остался лежать у носовой переборки под крышей ходовой рубки мостика. Впрочем, спасать его не было времени, субмарина и без того излишне долго находилась над водой. Спустя минуту после погружения, когда глубиномер подлодки в центральном посту показывал 8 м, ее потряс сильный удар. Тральщик «М-1503» все же сумел таранить ее. Результатом скоротечного 4-х минутного боя, кроме пробоины в третьем отсеке, субмарина получила множественные пулевые и осколочные повреждения в легком корпусе, надстройке и ограждении рубки, а в результате таранного удара – перекошенное влево ограждение рубки, сорванную тумбу зенитного перископа с выводом его из строя. Командир «Щ-403» попал в плен; немцы подняли его из воды после погружения субмарины)-7726505_457292205-7726505_457292206-7726505_457292207
Морская душа. Советский ВМФ. #вмф #флот #ссср #море