Небо Седьмое
Участник
Количество записей: 361

ну вопрос был «в чем состоит цель жизни нашей христианской». А дальше он поясняет что такое стяжение и начинает это с самого понятного для Мотовилова образа, а именно сравнивая его с обычным житейским понятием. Если остановить чтение на этом и не читать дальше, то тогда с вами можно согласится. Но Серафим ни чего не сказал от себя, все это есть в Писании.

Вопросов было несколько:

– Как же стяжание? – спросил я батюшку Серафима. – Я что-то этого не понимаю.

– Стяжание все равно что приобретение, – отвечал мне он, – ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того – получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный…

Как видите, этот вопрос достаточно конкретен, а не обобщенный. Кроме того, это не единственное место, как вы изволили выразится «вводное». Нет, не вводное. Фрагменты по всему тексту распределены и Серафим вновь возвращается к идее торговли с Богом, называя вещи так, как ему привычно, по купечески:

– Ну а как же, батюшка, быть с другими добродетелями, творимыми ради Христа, для стяжания благодати Духа Святаго? Ведь вы мне о молитве только говорить изволите?

– Стяжайте благодать Духа Святаго и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных… Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение – бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост – поститесь, более дает милостыня – милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать.

Это, как видите, не отдельные фразы. Это учение с примерами и занимают значительный объем текста. Так что, не нужно убеждать меня, что он имел что-то другое под этим. Серафим конкретно учит, что таким образом человек себя спасает, заслуги перед Богом, по его учению, являются тем фактором, которые дают спасение. Не кровь Христа за грех, а добродетели, которые он называет товарами.

Кстати, в другой ветке вы упомянули Брянчанинова

Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся. святитель Игнатий (Брянчанинов)

Бог ничего не получает от  добрых и злых дел человека (ср. Иов 7.20, 22.2 и д.; Пс 15.2). Он не был бы Богом, если бы изменялся в зависимости от наших дел; их последствия – польза и вред сказываются только на людях (ст. 8).

Так исходя из этого утверждения, все товары по учению Саровского — хлам, который даром не нужен, а Серафим хочет заработать на этом.

Как вы эту несогласовку объясните?