Andrey
Участник
Количество записей: 311
 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет, пока не исполнится все.» (Мф.5:17–18)

Господь говорит здесь не об исполнении Им всех обрядовых и подчас грубых нравственных предписаний Ветхого Завета, о чем свидетельствуют и Его прямые слова: Вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам… (Мф. 5: 21–28), а также многие поступки (в отношении соблюдения субботы и других правил ветхозаветного закона).

Ядро этого закона – откровение о грядущем Спасителе-Мессии. Поэтому данные слова Христа являются Откровением и утверждением, что Он и есть исполнение закона и пророков. Об этом писал апостол Павел: конец закона – Христос (Рим. 10: 4). И пока существует этот мир (доколе не прейдет небо и земля), все (ни одна йота или ни одна черта), относящееся к Его спасительной миссии, совершится (не прейдет).

Пока не исполнится все. Употребляемый здесь в греческом тексте глагол πληρωσαι – «исполнить» означает также «восполнить, наполнить». В данном случае речь идет, с одной стороны, об исполнении на Христе всех ветхозаветных пророчеств, с другой – о восполнении Им несовершенств Ветхого Завета, о котором святитель Иоанн Златоуст сказал: «ветхозаветное… так отстоит от новозаветного, как земля от неба» (Толкование на пророка Исаию. Гл. 7. 4).

Господь исполнил Пророков тем, что в Своей жизни и делах совершил все, что те предсказали о Нем. А Закон исполнил, во-первых, тем, что не нарушил ни единой его заповеди: не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). Во-вторых, тем, что исполнил все требования правды Божией за всех нас: Закон требовал от людей праведности, а люди не могли сами собой исполнить все предписания Закона и оправдаться перед Богом, Христос же Спаситель исполнил их и оправдывает нас верой в Него. В-третьих, Он исполнил Закон тем, что дополнил его и научил людей исполнять не одну только букву Закона, но и самый дух его. И действительно, когда сравниваешь новый Закон Евангельский с древним Законом Моисеевым, то ясно видишь, что этот древний был только тенью нового Закона. Закон Моисеев говорил: не убивай, а Христос говорит: не гневайся напрасно. Тоже и во всем прочем. Даже ветхозаветный Закон о жертвах Христос Спаситель исполнил и притом так, как не мог исполнить ни один ветхозаветный первосвященник: Он Сам принес Себя в жертву за грехи всего мира и этим сделал ненужными и потому навсегда отменил жертвы ветхозаветные, которые были только прообразом Его великой жертвы крестной.